Выставка

«К. Ф. Богаевский - художник Киммерии»

04 октября - 03 декабря 2024 года

Старая Ладога, ул. Варяжская, д. 6а
Время на осмотр
30 мин.
Рекомендуется
Взрослые
Доступная среда
    Нарушения слуха (при условии сопровождения)
В социальных сетях

На выставке экспонируется 20 листов из  Альбома автолитографий К.Ф. Богаевского  - уникального издания  1923 г. Альбом чрезвычайно  редок, так как половина тиража сразу была отправлена Государственным издательством за границу.  Каждый лист – это  композиция-фантазия, пейзажный образ прошлого Земли.  Тема этих литографий  - мироздание и судьба Земли интересовали художника и раньше. Но после революционных потрясений, еще не оконченных социальных борений, эта тема обрела особый смысл. Искусство Богаевского всегда говорило вечными категориями:  судьбы народов, судьбы культуры и на сей раз нашли  свое выражение. Художник воспринимал пейзаж Крыма как арену многовековой истории, таящей в себе вечную загадку и дающей «все новые разбеги для мечты и для догадки».  Он, выросший на земле древней Киммерии, как никто другой ощущал живое дыхание истории.  И особенно важно то, что в его произведениях прошлое и настоящее всегда объединены вечным, космическим смыслом. На первый взгляд,  кажется, что все взоры и помыслы художника обращены в глубину веков. Но запечатленные им величественные курганы, подземные склепы, бесчисленные греческие и христианские надгробия на пустынной Киммерийской земле, покрытой могильными холмами и фундаментами древних городов – это не только  образы и свидетельства минувших эпох.  Особое звучание наполняет  лист «Атлантида»:  легендарная страна представляется величественной, но мертвой землей, пережившей катастрофу планетарного масштаба. Ей вторит и другая работа «Ванитас» (с латинского «vanitas» буквально переводится как «суета, тщеславие»), которой дано название одной из пяти «вечных» тем классического искусства, напоминающей о бренности земной жизни. Эффектная композиция «Ночь» воссоздает философию одной из наиболее известных картин Богаевского - «Звезда Полынь».  В черно-белом рисунке мощно ощущается такое же холодное свечение планеты, замораживающее острыми лучами безжизненную землю. Каменистое нагорье, будто не может пробудиться от магического света звезды. Безлюдный пейзаж, лишенный жизни - это кара, ниспосланная небом за земные грехи. Но мироздание вечно, оно не подвержено суете земных будней, оно пренебрегает ими, оно возвышенно и беспощадно. Прекрасны листы «Древняя земля» - рассказ об античности, оставившей в Крыму следы греческих храмов и римских форумов, и «Сугдайя» — своеобразное воспоминание о генуэзских колониях на берегу суровой Киммерии. В целом это глубоко правдивый образ восточного Крыма со свойственными для этой области причудливыми очертаниями сооружений далеких веков и с тем особым отзвуком истории, который чувствуется в каждой складке земли. Но, основываясь на реальном виде, Богаевский  может допустить и вольность в компоновке отдельных объектов, объединяя исторические места. Например, высокие генуэзские башни на горе позаимствованы им из области Судака и вплетены в коктебельский ландшафт, а каменное плато с остатками разрушенных построек является воспроизведением отрогов древнего Бахчисарая.
Богаевский живо ощущал связи древних цивилизаций даже там, где перед его глазами были пустынные пейзажи.  В композициях «Юг», «Пейзаж над озером» художник раскрывает перед зрителем величественные картины крымских ландшафтов с горными массивами, скалами, каменными утесами, лесами и долинами.  Каждое изображение одухотворено движением облаков, волнением деревьев, блеском света на поверхности водоемов. Художник позволяет нам ощутить всю прелесть южной природы в ее буйном цветении. Богаевский передал в литографиях то грандиозное, монументальное, что было свойственно крымскому пейзажу. Он изображал типичные для восточного побережья кряжистые дубы, развесистые шелковицы, низкорослый кустарник, тихие заводи в горах, причудливые изгибы отрогов, кучевые облака. Но в его композициях эти элементы теряли характер обыденного и приобретали величественную монолитность, эпичность, поэтому воспринимались не как изображение какого-то определенного пейзажа, а как обобщенный художественный образ крымской земли, в котором автор утверждал незыблемое совершенство природы.
В его альбоме листы с природой в буйном цветении соседствуют с суровыми пейзажами скалистых гор – такова работа «Среди скал».  Образ благостной страны, полной совершенства, отразился в таких литографиях, как «Южная страна», «Прошлое», «Пейзаж». Эти литографии являются вариациями акварелей и картин, написанных в это же время, или произведений, созданных задолго до революции. Богаевский любил создавать протяженные, «панорамные» пейзажи: зритель превращается в некоего странника, взглядом охватывающего все кругом: причудливое нагромождение камней,  контраст темного неба и таинственно светящихся скал.  Эмоциональная выразительность его литографий строилась на богатстве контрастных светотеневых отношений. Так, в листе «Радуга»,  мастерски используя соотношения темного и светлого, художник как бы подсвечивает изображение изнутри.  Пейзажные образы Крыма, созданные мастером, поистине  многолики.                                                                                    

Представленный на выставке Альбом К.Ф. Богаевского по праву считаетсяодним из лучших изданий в графике 1920-х годов.